 
Универсальные
учебные действия
В составе основных
видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми
целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2)
регулятивный (включающий также действия
саморегуляции);
3)
познавательный;
4)
коммуникативный
Представим
названные блоки УУД более подробно.
Личностные
универсальные учебные действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности следует
выделить три вида действий:
-
личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение;
-
действие
смыслообразования, т. е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими
словами, между результатом учения, и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен
задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для
меня учение», и уметь находить ответ на него.
-
действие
нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся
-
планирование –
определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
-
прогнозирование
– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
-
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона;
-
коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта;
-
оценка
– выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-
волевая саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные
универсальные
действия
включают
общеучебные,
логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные
универсальные действия:
-
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
-
знаково-символические -
моделирование – преобразование объекта из чувственной
формы в модель, где выделены существенные характеристики
объекта (пространственно-графическую или
знаково-символическую) и преобразование модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
-
умение структурировать
знания;
-
умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
-
смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка
языка средств массовой информации;
-
постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные
логические
действия:
-
анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
-
синтез как составление
целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
-
выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
-
подведение под понятия,
выведение следствий;
-
установление
причинно-следственных связей,
-
построение логической цепи
рассуждений,
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их
обоснование.
Постановка
и решение проблемы:
-
формулирование проблемы;
-
самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами
коммуникативных действий являются:
-
планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
-
постановка
вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение
конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
-
управление
поведением партнера – контроль,
коррекция, оценка действий партнера;
-
умение с достаточно полнотой и
точностью выражать
свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической
и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ДАЛЕЕ
|