Бушмина Зинаида Петровна

  • Главная


    Образовательная программа

    Портфолио учителя

    Методическая мастерская

    Учебная работа
    Творчество учащихся
    Родителям на заметку

    Жизнь нашего класса
    Большая перемена
    Конкурсы
    Фотоальбомы
    Мудрость жизни
    Полезные ссылки

    СЛОВАРИ

  • Словари русского языка
    www.gramota.ru
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ

  • ТОЛКОВЫЙ Ушакова

  • ТОЛКОВЫЙ Даля

  • ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

  • ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ

  • Словарь СИНОНИМОВ

  • Словарь АНТОНИМОВ

  • РУССКИЕ ФАМИЛИИ

  • АВТОМАТИЧЕСКОЕ СКЛОНЕНИЕ


  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Электронный журнал

  • САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    БУШМИНОЙ ЗИНАИДЫ ПЕТРОВНЫ


    МБОУ "Ягуновская средняя общеобразовательная школа" Кемеровского муниципального района Кемеровской области

     

    УЧЕБНАЯ РАБОТА


     

     

    «Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце, способное к общению, к признанию равенства душ»(С. Соловейчик) «Чем больше знает человек о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше» (В. Дизраэли)

     

     

     

     

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме

    «Различение склонений существительных»  08 декабря 2011г.

     

    Цели:

    1. Классификация существительных по склонениям».

    2.     Воспитание культуры общения

     

    Задачи:

    1.     Закрепить умение различать склонение существительных.

    2.     Продолжить работу по отработке навыка определения падежа существительного.

    3.     Закрепить умение работать в паре.

     

    Оборудование:

    Ж.Р

    М.Р

    СР.Р

    Ж.Р.

    М.Р

    запись на доске слов с ошибками и шаблона таблицы склонения, веера с падежами, карточки со склонениями, тетрадь для самостоятельных работ, учебник №1, ручка зелёная, простой карандаш, карточки  для работы на доске с таблицей.

     

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1.     Организационный момент.

    - проверка готовности к уроку;

    - настрой на работу  и озвучивание целей урока обучающихся и учителя.

    2. Работа над ошибками и проверка домашней работы.

    Сегодня у меня есть ещё одна цель: Научить вас видеть ошибки и уметь их исправить. Проверяя тетради я увидела  неточности в некоторых работах:

    ·        увидела вот такой разбор слов:     малинник  , осинник   .
    Что вызвало моё удивление?

    (доказать, что не верно отмечена основа слова и параллельно повторить разбор слова по составу).

    ·        А вот запись слов ЖЕЛТИЗНА и ЖЕЛТЕЗНА. Докажите мне какая запись верная.

    (повторить правило безударной в корне и умение определить корень и выбрать верный вариант записи)

    Как прошла работа с домашним упражнением? Были трудности?

    Скажите, какие слова вы выбрали и как проверили (отработка умения обозначить орфограмму и обеспечить проверку слабой позиции).

    3. Работа над основной темой урока.

    - Как вы думаете какую цель я сегодня ставлю для себя, как учителя, обозначая такую тему урока?

    (активизировать детей на определение основной цели урока)

    - Что значит склонять существительные?

    (добиться определения, повторить падежи по-цепочке, повторить слова помощники к падежам, повторить падежные вопросы)

    Работа в паре
    Ребята, сидящие на первом варианте скажите своему соседу какие существительные относятся к 1 склонению?
    после обсуждения записать со слов «слушающего» соседа  какие существительные отнесены к 1 скл. И заполнить таблицу на доске. Аналогично работаем со 2 вариантом. И 3 склонение – вместе.

    Работа в тетради.

    -Работа над упражнением 132.

    (прочитать задание и определить алгоритм его выполнения, обсудить всем вместе и приступить к выполнению)

    - Как пример 1 задание обсуждаем вместе. Найти предложение, обращение в нём (повторить что это такое), и приступить к записи.

    - последующие задания выполняем самостоятельно (обучающимся  условие: не создавать информационный шум и при  необходимости можно посоветоваться с соседом или взять помощь учителя)

    - Работа с Обратным словарём (уточнить почему именно этот словарь нам нужен, а не орфографический или толковый, обратить внимание на смайлик в рядом с заданием)

    - Самостоятельная работа со словарём по подбору слов к каждому спряжению.

    - Проверка слов, подобранных (ребята дают одобрение с помощью карточек)

    - Работа по падежам в паре (посоветоваться и выяснить падеж всех существительных, которые встретились в тексте).

    - Взаимопроверка в паре.

    Работа в тетради на печатной основе.

    - С какой целью нас сюда направил смайл? (умение предположить связь задания с темой урока)

    - Определим орфограммы. (умение доказать правильность написания слова)

    - Отработка склонений и падежей   (посредством обратной связи: вееров и карточек).

    4. Итог урока.

     

    - Вы достигли своей цели?

    - Вы довольны своей работой?

    - А я своей цели достигла?

     

    5. Собрать тетради на проверку, для оценивания самостоятельной работы на уроке..

     

     

     

    Использование технологии проектной деятельности при организации

    научно-исследовательской работы с младшими школьниками

     

    З.П. Бушмина

     

     

    Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования нацеливают педагога на использование таких методов обучения, которые:

    - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;

    - развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

    - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

    - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

    - реализовывали бы принцип связи с жизнью.

    Особо важно использование таких методов в работе с детьми младшего школьного возраста, ибо именно здесь закладывается  потребность в исследовательской работе, интерес к познанию окружающего мира, желание и умение не просто принять готовые знания, а получит их самому, реализовать имеющиеся знания и умения в конкретных действиях.

    В прошлом году, наша традиционная школьная научно-практическая конференция «Мы - дети 21 века»  была проведена в 2 этапа. Первым её этапом стала конференция для обучающихся 2- 5 классов. Она позволила сделать много ценных открытий, но самым важным было открытие самих «маленьких исследователей» и осознание необходимости более серьёзного учёта возможностей обучающихся начальной школы и их привлечения к данным методам обучения.  Хочу поделиться опытом  использования технологии проектной деятельности при организации научно-исследовательской работы  с младшими школьниками.

    Чтобы получить хороший результат при организации данного вида деятельности, руководителю крайне необходимо перед началом  работы чётко выстроить логическую схему:

    ·        Задачи: создать, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

    ·        Методы-виды деятельности.

    ·        Результат.

    Проект может выполняться индивидуально и группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

    Особое внимание следует  обратить на следующие моменты:

    ·        Баланс ролей;

    ·        Чёткость целей;

    ·        Согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

    ·        Выработка единой системы ценностей;

    ·        Формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;

    ·        Воспитание поддержки и взаимного доверия;

    ·        Разработка подходящей методики работы;

    ·        Обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

    ·        Регулярный отчёт о проделанной работе;

    ·        Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребёнка;

    ·        Развитие навыков общения.

    С целью обучения на активной основе, через целесообразную деятельность ученика с его личным интересом и личными целями  учитель должен  нацелить ученика или предложить ему проблему только из окружающей действительности, из реальной жизни, знакомую и значимую для него. Только в таком случае ученик воспримет знания как действительно нужные ему, личностно значимые.

    Тема  исследовательского проекта, проводимого моими третьеклассниками  «Получение семенного материала моркови в домашних условиях». Это решение пришло после того, как  весной  2007 году, желая сделать обеды в школе дешевле, стали собирать  в классе семена для засева пришкольного участка, чтобы осенью не покупать корнеплоды.  Собрав информацию у школьных специалистов по питанию, дети провели  экономические расчёты, определили практическую выгоду засева собственными семенами. Проведя социологический опрос, ребята выяснили, что дома тоже часто можно остаться без моркови, посеяв семена  из красивых пакетов и не получив ожидаемых всходов. Кроме того, ребятам хотелось получить новые знания и  на практике увидеть, как размножаются двулетние растения.

    Руководителем проекта может выступать не только учитель начальных классов, но и другие специалисты. Так в нашей работе принимали участие учитель начальных классов и консультанты (специалист с агрономическим образованием), дававший рекомендации по технологии проведения опытов, и учитель информатики, который помогал  освоить компьютерные технологии при работе над обработкой материала и оформления работы (работа в Интернете, набор текста, работа  в FOTOSHOP, подготовка презентации и т.д.).

    Члены моей исследовательской группы разделили между собой роли следующим образом: опытническое звено (3 человека), фоторедактор(1 человек) и докладчик на научно-практической конференции «Мы - дети 21века».

    Таким образом, наш исследовательский проект  имел педагогические и практические цели. Педагогические:

    -                    развитие творческих способностей обучающихся;

    -                    привитие интереса к исследовательской работе;

    -                    формирование у обучающихся не просто умений, а компетенций.

    Практические цели:

    -                    получение жизнеспособного посевного материала;

    -                    определение всхожести семян;

    -                    получение новых знаний.

    Эти цели определили задачи проекта:

    1.     познакомить учащихся с основами научно-исследовательской деятельности;

    2.     создавать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, формирования и развития  интеллектуальных и практических умений в области опытнической работы;   

    3.     научить работать с информацией, полученной из различных источников;

    4.     создать условия для развития растения;

    5.     своевременно собрать и обработать семенной материал;

    6.     определить всхожесть полученных семян.

    7.     обеспечить семенным материалом школьное полеводческое звено и пожилых малообеспеченных селян.

    Программа данного исследовательского проекта  предполагала:

       органические связи  между  природоведческими знаниями и практической действительностью, социологизацией учащихся;

       вариативность наблюдений, разноплановость опытов и изучения конечного результата;

       получение практического и полезного продукта, рассчитанного как для личного пользования, так и для других людей, что даёт право говорить о социальной ориентации младших школьников;

       обучение опытнической работе и работе с информацией, полученной из различных источников: справочной литературы, периодической печати, Интернет-ресурсы, обобщение собственных наблюдений. 

       обучение отбору материала для публичного выступления и самому публичному выступлению.

    Программа исследовательского  проекта предусматривала: набор знаний, умений и навыков, необходимых для расширения кругозора, развития творческих способностей обучающихся и совершенствования психофизической природы ребёнка.

    Дети  не только знакомились с природоведческим материалом, но и получили возможность увидеть значимость своего труда.  Таким образом, сочеталось приобретение теоретических знаний с их практическим применением.

    Определяя тему проекта, ребятами определили актуальность проекта. Именно дети, работая с литературой, Интернет-ресурсами, справочниками обосновали актуальность проекта, доказали пищевую ценность моркови. Узнали, что в практике у моркови используются не только корнеплоды, но и семена, и цветы, и даже ботва. Морковь содержит много витаминов и  минеральных солей, её сок незаменим в детском питании. Морковь используется для лечения различных заболеваний, обладает тонизирующим действием. В качестве компонента её сок входит в состав косметических масок. Кроме того, актуальнрсть проекта была и в том, чтобы педагог мог дать, а обучающийся мог  получить новые знания новым и интересным методом. На практике увидеть, как размножаются двулетние растения.

    По целевым направлениям деятельности учащихся-проектантов  и их доминирующей деятельности  данный проект был разделён на две части: 1 часть – учебное исследование «Второй год развития  двулетнего растения», в котором четко была обоснована актуальность избранной темы, обозначены задачи исследования, проверка гипотез, обобщение полученных результатов. Ребята высадили два разных корнеплода, с разным временем начала роста надземных частей, пронаблюдали их вегетацию, с учетом исходного состояния, узнали когда и как надо собирать семена. Данное учебное исследование позволило сделать  выводы:

    ·        У моркови, которая «проснулась» раньше, процесс вегетации идёт быстрее и раньше созревают семена. Следовательно,  лучше высаживать морковь в более ранние сроки или проращивать посадочный материал в тепличных условиях, а с наступлением тепла, высаживать в грунт.

    ·        Чтобы получить качественный материал, зонтики 3-4-го порядка лучше удалять.

    ·        Чем меньше цветоносов, тем крупнее семена, и тем быстрее идёт процесс вызревания семян. С центральных зонтиков семена наиболее ценные, лучшего качества.

    ·        Семена  лучше сушить на солнце. Нельзя только допускать подъема температуры при сушке выше 30 градусов. 

    ·        Высушенные семена лучше хранить в бумажных или матерчатых пакетах. На них необходимо указывать название сорта, год урожая, так как семена могут сохранять свою всхожесть  3-5 года,  поэтому выращивать семена каждый год не обязательно.

     

    2 часть - практико-ориентированный проект (Практическая работа   «Определение жизнеспособности  семян», при выполнении которой проектанты научились проверять всхожесть семян при механической очистке семян от примесей и проверку на всхожесть откалиброванных семян), он был нацелен на социальные интересы самих участников. Продукт был заранее определён для использования в жизни школы, семьи. Практическая работа помогла сделать выводы: откалиброванные семена дают лучшую всхожесть, их энергия прорастания выше.

    Работа над исследовательским проектом проводилась в течение 7-и месяцев (май-февраль) 2007-2008 уч. года. Она состояла из следующих этапов:

       подготовительный этап: составлялся план проекта, готовился дневника «Маленького ученого «Мои первые опыты», распределялись роли между участниками проекта, проводилась работа с информацией, источниками, и специальной литературой;

       основной этап: организовывалось выполнение проекта, консультации с руководителями; организовывалась рефлексия и самоанализ деятельности, подготовка публичного выступления и презентация проекта;

       заключительный этап: защита проекта на школьной научно-практической конференции и обеспечение семенами школьного полеводческого звена.

    Результатом работы стало:

    - получен продукт (выход проекта);

    - получен внешний и внутренний результаты:

    ·                   внешний результат  - смогли увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (в мае месяце школьный огород был засеян данными семенами, а в сентябре собран отличный урожай моркови, которого хватит для питания всей школы весь учебный год);

    ·                   внутренний результат – дети смогли получить опыт деятельности, который стал бесценным достоянием, который перевёл их из статуса «учеников», в статус «обучающихся», соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности.

    - решены социально значимые задачи:

    ·                   исследовательская;

    ·                   информационная;

    ·                   практическая.

    Исследовательский проект «Получение семенного материала моркови  в домашних условиях»  научил ребят.

    Во-первых, самостоятельно вести наблюдения,  работать с литературой, отбирать нужный материал, использовать на практике полученные научные данные для получения пользы в хозяйстве.

    Во-вторых, проект позволил выяснить, что, морковь - ценная культура. Она имеет большое значение для питания человека.

    В-третьих, проведенные исследования показали, что в местных условиях можно выращивать семена моркови хорошего качества, а значит, и получать удовлетворительные урожаи.

    В-четвёртых, самим выращивать семена корнеплодов - значит не только получить семенной материал, но и украсить участок цветами, привлечь пчёл. Сделан вывод, что высадка семенников и уход за ними дело не очень трудоёмкое, доступное каждому школьнику. Семена, полученные  в домашних условиях, можно всегда проверить на всхожесть, что позволит прогнозировать урожай. Имея большое количество семян можно обеспечить хороший урожай и помочь получить овощи на зиму другим людям. Получение семян и заготовка овощей на зиму внесут значительный вклад в бюджет семьи. Перед посевом семена, выращенные на своем участке, нужно предварительно откалибровать.

    Что явилось критериями успеха работы над проектом?

    ·                   Достигнут конечный результат.

    ·                   Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

    ·                   Результат проекта может быть использован другими коллективами.

    ·                   Информация о проекте распространена.

    ·                   Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

    ·                   Получено удовольствие от своей деятельности.

     

    И  главное, что отмечают сами «маленькие учёные»,  для каждого из них, приобретённый опыт и практические навыки помогут не только в быту (получать семенной материал моркови в домашних условиях), но и в правильной организовать и запланировать любую исследовательскую деятельность. Важно и значимо открытие: проводить исследования и опыты интересно! В этом учебном году спецкурс «Ах, картошка!» с удовольствием посещают 12 четвероклассников. Их исследовательский проект «Отбор семенного материала картофеля» вызвал живой интерес и захватил их полностью.

     

     

    Литература

      1. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003 - №6. – с.24.

    2.     Савенкова А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / А.И. Савенкова // Практика административной работы в школе. – 2005 - №7. – с.35.

    3.     Савенкова А.И. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике [Текст] / А.И. Савенкова // Практика административной работы в школе. – 2005 - №7. – с.38.

    4.     Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. -  Аркти 2005

    5.     Осипов Г.Н. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук» [Текст]/Составитель Г.И. Осипова.- Волгоград «Учитель» 2007.

    © (Бушмин В.А.)